• ЦЕНТР РЕЛІГІЄЗНАВЧИХ ДОСЛІДЖЕНЬ ТА МІЖНАРОДНИХ ДУХОВНИХ СТОСУНКІВ
    ЦЕНТР РЕЛІГІЄЗНАВЧИХ ДОСЛІДЖЕНЬ ТА МІЖНАРОДНИХ ДУХОВНИХ СТОСУНКІВ
  • CENTER  OF RELIGIOUS SCIENCE RESEARCH AND INTERNATIONAL SPIRITUAL RELATIONS
    CENTER OF RELIGIOUS SCIENCE RESEARCH AND INTERNATIONAL SPIRITUAL RELATIONS
  • ЦЕНТР РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИХ  ИССЛЕДОВАНИЙ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ДУХОВНЫХ ОТНОШЕНИЙ
    ЦЕНТР РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ДУХОВНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Інтерв'ю з муфтієм Духовного управління мусульман Білорусі Алі Вороновичем

У зв'язку з тим, що розмова велась російською мовою, ми розміщуємо інтерв'ю мовою оригіналу.

Интервью с муфтием Духовного управления мусульман Беларуси Али Вороновичем, 27.09.2012.

2012_09_interview_voronovych_1

Леся Скубко: Расскажите, пожалуйста, о положении мусульман в вашей стране. Какова современная ситуация?
Али Воронович: В Беларуси есть два муфтията: Духовное управление мусульман в Республике Беларусь и Мусульманское религиозное объединение в Республике Беларусь. Мусульман в Беларуси по одним данным 30 тыс. человек. Данные получены при переписи населения по графе тех национальностей, которые традиционно исповедуют ислам. При переписи населения графы религиозности нет. И никаких других методов, как найти точную цифру, нет. Ислам после перестройки развивается. Если в советское время была только одна мечеть в Беларуси, то сейчас около 10 мечетей, строится ещё одна и государство разрешает призывать к исламу и развивать ислам. Сейчас никаких препятствий со стороны государства нет.

Л.С.: С какими проблемами вы сталкиваетесь в повседневной работе?
А.В.: Честно говоря, главной проблемой для белорусских мусульман, как я вижу, - это разобщенность. К сожалению, кроме двух муфтиятов, есть еще какие-то неформальные группы, в которых, как правило, есть свой лидер, свое направление. Их, ориентировочно, около 10, и каждое себя считает единственно правильным, остальных считает заблудшими. В принципе, это довольно серьезная проблема.

Л.С.: Получается, разобщенность в самой мусульманской среде?
А.В.: Да, в самой среде. В принципе, многие проблемы мусульман имеют корни в самой среде.

Л.С.: Какие, с вашей точки зрения, наиболее перспективные пути развития ислама?
А.В.: Во-первых, это объединение мусульман, хотя бы тех конструктивных сил, которые хотят объединиться. А, во-вторых, это религиозное просвещение. Это очень больная проблема мусульман и, насколько я знаю, не только у нас в Беларуси. Потому что сами мусульмане очень плохо знают свою религию, и разобщение тоже в этом имеет корни: от незнания собственной религии.

Л.С.: С кем Вы предполагаете сотрудничество: организации, страны?
А.В.: Мы уже активно сотрудничаем с ДУМУ «УММА». Также есть у нас прекрасные связи и с Россией, с Татарстаном. В основном у нас получаются связи с постсоветскими государствами, сказывается общность происхождения и национального состава. У нас, в основном в мусульманских организациях татары, как и в Украине, в России. Это позволяет более легко налаживать контакты, да и проблемы, в принципе, похожие.