• CENTER  OF RELIGIOUS SCIENCE RESEARCH AND INTERNATIONAL SPIRITUAL RELATIONS
    CENTER OF RELIGIOUS SCIENCE RESEARCH AND INTERNATIONAL SPIRITUAL RELATIONS
  • ЦЕНТР РЕЛІГІЄЗНАВЧИХ ДОСЛІДЖЕНЬ ТА МІЖНАРОДНИХ ДУХОВНИХ СТОСУНКІВ
    ЦЕНТР РЕЛІГІЄЗНАВЧИХ ДОСЛІДЖЕНЬ ТА МІЖНАРОДНИХ ДУХОВНИХ СТОСУНКІВ
  • ЦЕНТР РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИХ  ИССЛЕДОВАНИЙ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ДУХОВНЫХ ОТНОШЕНИЙ
    ЦЕНТР РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ДУХОВНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Інтерв’ю з єпископом Реформатської Православної Церкви Юрієм Прикотенко

Під час зустрічі 11 жовтня 2012 року Президента Центру релігієзнавчих досліджень та міжнародних духовних стосунків І.А. Козловського з єпископом Реформатської Православної Церкви Ю.Г. Прикотенко дав інтерв'ю. Розмова відбувалася російською мовою. Ми зберігаємо авторський стиль викладу.

2012_10_interview_prikotenkoИ.К.: Уважаемый Юрий Геннадиевич, расскажите о том, что представляет собой ваше движение на международном уровне и какова роль в нем наших украинских общин?
Ю.П.: Мы – молодое движение на территории Украины. Мы возникли, примерно, в 2009-2010 году. Начиналось все с Симферополя. Это была первая община, которая вошла в состав Конфедерации Реформатских православных церквей. Ранее эта община принадлежала Международной Церкви Христовой Бостонского направления.

И.К.: Я с ними встречался в Америке и имел возможность беседовать в Калифорнии с основателями этого направления.
Ю.П.: Один из руководящих симферопольской общиной ЦХ Бостонского направления Олег Бинюков после ее распада основал новую церковь уже с новыми взглядами. Исповедание Кирилла Лукариса он взял за основу и на основании этого начал свое служение. Так как я с начальствующим Епископом этой конфедерации знаком уже много лет, он написал мне еще на старый мой почтовый ящик: «Юра, вот организована конфедерация и не желаешь ли ты в нее вступить?» Но так как мы были самостоятельной общиной, мы фактически дружим со всеми христианами в городе Донецке и не имеем какой-то конфессиональной привязки. Мы имеем тесное общение с баптистскими церквами, в частности, с Карпенко Сергеем Степановичем.

И.К.: С Союзом Библейских Церквей?
Ю.П.: Да. И дружим с пресвитерианскими церквами Украины, в Киеве в частности, с объединением, которое было создано – с ними дружим. Дружим мы с церквами реформатского направления.

И.К.: Как называется ваша церковь?
Ю.П.: Мы ранее назывались Библейской церковью, но в связи с тем, что мы начали дружить с этой конфедерацией, мы взяли название Реформатская православная церковь. И соответственно под этим названием мы хотим подать заявление на регистрацию.
За основу исповедания мы взяли учение патриарха Константинопольского Кирилла Лукариса. Кирилл Лукарис известен тем, что это был Патриарх Православной церкви, который составил почти протестантское вероисповедание, кальвинистское по своему содержанию. Омская церковь (Россия) была ранее в Реформатском союзе. Потом, после распада этого союза, многие общины остались сами по себе, и каждый пошел своим путем. Кто-то начал с голландцами сотрудничать.

И.К.: С Голландской Реформатской Церковью?
Ю.П.: Да, с Голландской Реформатской Церковью. А так как она своего союза не имеет, те, кто успел заключить с ними договора, с ними и сотрудничали. Омский епископ решил избрать путь ближе к православию, потому что мы живем в православном окружении и здесь должны проводить свою работу. Он изучал много исповеданий и, в свое время, тоже был одним из пасторов Библейской церкви. И получилось так, что, так как мы в православном окружении живем, и Кирилл Лукарис – это Православный Патриарх, то решили взять за основу такое исповедание. И получилось так, что многие сразу же откликнулись, в частности, израильская община «Дом Авраама», которая была православной, но фактически ни с кем не имела отношений. Иерусалимская Патриархия ее не хотела брать под свой омофор, потому что руководство не имеет специального образования. Он из наших эмигрантов, из Харькова, а учиться в Израиле у него нет времени и возможности, но как-то необходимо работу делать. Община приняла его, потому что они тоже изначально исповедовали взгляды Кирилла Лукариса. Так объединились те общины, которые уже давно исповедуют те же принципы, но друг о друге ничего не знают практически. Но благодаря интернету, мы нашли друг друга. И решили создать Конфедерацию. Она была создана в 2009 году. Общины полностью независимы друг от друга, никакой иерархии нет.

И.К.: Это же конфедерация.
Ю.П.: Но некоторые называются конфедерацией, хотя имеют четкую иерархию.

И.К: Конфедерация предполагает самостоятельное существование.
Ю.П.: И наша Донецкая община тоже подала заявление о вступлении, и мы года полтора находимся в ее составе. На Украине общины существуют в Симферополе, Донецке и несколько человек в Харькове. В Харькове – это только пока начало начал. Общины маленькие. Есть еще и в других городах. Симферополь – это базовая церковь всегда была. В Севастополе они еще открыли небольшую общину. Я говорю «община», но понятие «община» у нас тоже разное. Потому что по законодательству должно быть 10 человек.

И.К.: По закону 10 человек нужны для регистрации, но не для существования.
Ю.П.: В Каневе есть еще небольшая община, это организовал симферопольский епископ. Я, например, организовал только донецкую и харьковскую общины. И получилось так, что эти общины очень маленькие, но люди понимают, куда они приходят, то есть все проходят катехизацию обязательную на основании исповедания Кирилла Лукариса, потом сдают небольшой экзамен перед вступлением. И человек понимает, куда он пришел, и если изучили, принимает исповедание веры, то почему бы нам его не принять?
Несколько общин, в частности донецкая и красноярская общины, начали иметь отношения с Апостольской православной церковью в России, которую основал Глеб Якунин. Это своеобразное религиозное нонконформистское объединение. По этой причине, может быть, станут натянутыми отношения с омской общиной, потому что Апостольская православная церковь - она все-таки православная больше, чем мы, потому что там сохранили преемственность, и многие особенности они сохранили, которые у нас не практиковались. Преемственность была важна для древности, и смысл ее заключался в том, чтобы дать ответ гностикам. То есть: «Мы имеем учение апостолов, а вы его не имеете», - ученики апостольские так отвечали своим оппонентам. Красноярская и донецкая общины решили пойти в сближении с Апостольской православной церковью, приняв их традицию.

И.К.: Вы приняли их традицию, но остались в Конфедерации.
Ю.П.: Да, мы приняли их традицию, но остались в Конфедерации.

И.К.: То есть вы приближаетесь больше к православию.
Ю.П.: Да. Но так как мы в православном окружении живем, то почему бы законно это не делать. Например, Московский патриархат нас не примет, потому что мы – протестанты для них с Кириллом Лукарисом. Для Киевского патриархата – вполне возможно, но все равно есть многие требования, которые они нам предъявляют. В частности Владыка Сергий (архиепископ Донецкий и Мариупольский УПЦ КП) нам предъявил: «Вот это, вот это и это уберите, а это оставьте». И поэтому мы нашли более-менее такую церковь, которая готова нас принять с нашим мировоззрением. И Апостольская православная церковь согласилась принять нас. Месяца через полтора, если Бог даст жизнь, то поеду в Закарпатье. Там Собор будет Апостольской православной церкви, и мне там предлагают рассказать о себе.

И.К.: То есть в какой-то степени, Конфедерация, только начав свой рост, сейчас переживает кризис?
Ю.П.: Да, небольшой.

И.К.: Который связан с разными позициями. Но вы продолжаете быть в составе Конфедерации, с одной стороны, являетесь членом Священного Синода, а с другой стороны, вы идете на сближение еще с одной автономной православной церковью. Вы также епископ Реформатской Православной Церкви.
Ю.П.: Не в том смысле, как епископ – руководящий епархией, потому что по исповеданию Кирила Лукариса, епископ – это тот, который руководит церковью. То есть их много. По Писанию епископ – это епископ определенной церкви.

И.К.: Вы как епископ, и как пастор, как пресвитер – это все синонимы, получали рукоположение?
Ю.П.: Я получал рукоположение еще в Пресвитерианском союзе в Киеве.

И.К.: Как пресвитерианский священник?
Ю.П.: Да, как пресвитерианский священник. Но как православной еще не был рукоположен. То есть был рукоположен в протестантизме. Так как это было Реформатское движение, тем более близкое к этому духу, поэтому в Конфедерации признали мое рукоположение. Потом были переговоры с одной еще церковью американской, «Универсальной церковью жизни». Предлагают там получить рукоположение, но это рукоположение заключается в том, чтобы заполнить анкету и ничего более.

И.К.: То есть формальное рукоположение, не через обряд, а через заполнение анкеты?
Ю.П.: Это просто: по интернету заполни заявление и все, этого достаточно, они считают. По их убеждению может служение совершать любой человек. Поэтому несколько человек получило такое рукоположение тоже, по интернету.

И.К.: Вы еще входили в Союз Библейских Церквей, возглавляемый Сергеем Степановичем Карпенко. Как сейчас у вас отношения с ним?
Ю.П.: Ну, с Сергеем Степановичем у меня добрые отношения и продолжают быть. Это тоже духовный центр, но не объединение церквей. Он основан полностью на общении и межцерковном сотрудничестве, то есть каждая община тоже считается независимой. Там и мессианская донецкая община в состав входит, которая далеко не баптистская и не библейская по своим понятиям, но, тем не менее, имеет дружественные отношения с ними и является членом этого духовного центра. Но мы дружественные отношения со всеми стараемся иметь. Кто принимает нас, того и мы принимаем.

И.К.: С кем еще вы находитесь в таких отношениях?
Ю.П.: Если брать по Донбассу, это Сергей Степанович Карпенко – Президент духовного Центра Библейских Церквей Украины, Горбачев Владимир Петрович – «Объединение независимых харизматических церквей», с некоторыми Церквами Христовыми имеем хорошие отношения, имеем близкие отношения с методистской церковью Закарпатья. С ними только дружеские отношения, но не более, то есть к причастию они нас не допускают, у них закрытое причастие. Почему мы с ними просто дружим. Пастор этой церкви преподавал в Киеве, где я учился. Имеем дружеские отношения с Союзом свободных церквей христиан веры евангельской, где епископ Александр Владимирович Зайцев. Он благословил мой брачный союз с моей женой, мы были у него в церкви в свое время. С баптистскими церквами из ВСО ЕХБ мы тоже имеем дружеские отношения, в частности, с Вадимом Юрчаком – известной личностью в Донецкой области. С ними имеем отношения, то есть участвуем в работе его культурного центра «Украина-Корея». Я был студентом корейской семинарии, соответственно через меня он находил связи с Кореей. Сейчас он занимается созданием культурного центра «Украина-Корея» в Донецкой области. С кем еще? С Союзом ХВЕ (пятидесятники), который возглавляет Анатолий Иванович Бескровный, тоже хорошие отношения, в частности с донецким пастором, Сергеем Степаненко.
Наша община небольшая. Арендуем помещение музыкальной школы в Киевском районе г.Донецка. Но, по причине того, что это музыкальная школа, то не всегда получается собрание, потому что приходится совмещать их деятельность и нашу. Иногда по воскресеньям приходится просто собираться на улице или у меня дома.

И.К.: То есть постоянного помещения у вас нет.
Ю.П.: Постоянного помещения как такового у нас нет. Но за счет того, что все – одни и те же, то дома собраться легко.

И.К.: Какие перспективы?
Ю.П.: Мы начали проводить семинары. Вот в частности Владимир Петрович Горбачев говорит: «Слушай, ты же православный, но не такой православный, как все. Расскажи о своей церкви». Мы собрали все доступные материалы: как мы понимаем православие, как мы понимаем протестантизм и решили провести семинар у него в церкви. Провели, получилось интересно. Есть опубликованная книга. И мы решили так: если человек интересуется нашей церковью, то мы предлагаем провести такой семинар, на котором рассказываем о своем мировоззрении.
Принимаем участие в работе Украинского Реестрового Казачества. В частности, мой отец там служит и я тоже. Еще предлагали вступить в Верное Казачество Украины, но, посмотрев на наши взгляды, они сказали: «Ну, вы же не православные, поэтому нам с вами не по пути».

И.К.: Как прошел І Вселенский Собор Конфедерации?
Ю.П.: Там были собраны только епископы, которые являются членами Синода. Один из епископов, епископ нижневартовской церкви – Владимир Радзиховский, из Украины, из Винницы, провел небольшой семинар по Кириллу Лукарису. Он предложил почитать патриарха Кирилла Лукариса как священномученика данной Конфедерации. Мы приняли это решение. Насколько я знаю, многие православные церкви уже признали его, например, Иерусалимская церковь. Антиохийская церковь приняла его как священномученика.
И.К.: Спасибо за рассказ о вашем движении.